Постановление Президента Республики Узбекистан "О мерах по дальнейшему упорядочению внешнеэкономической деятельности и совершенствованию системы таможенно-тарифного регулирования Республики Узбекистан"
Отношения, связанные с определением порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Узбекистан, взимания таможенных платежей, таможенного оформления, осуществления таможенного контроля, а также предупреждения, выявления и пресечения нарушений таможенного законодательства регулируются Таможенным кодексом Республики Узбекистан. https://lex.uz/docs/2876352
В соответствии со статьей 25 Таможенного кодекса в зависимости от целей перемещения товаров через таможенную границу их таможенное оформление производится в соответствии со следующими видами таможенных режимов:
1) экспорт - режим, при котором товар Узбекистана вывозится за пределы таможенной территории без обязательства его обратного ввоза;
2) реэкспорт - режим, при котором ранее ввезенный на таможенную территорию товар либо продукт переработки товара, помещенного под таможенный режим переработки на таможенной территории, вывозится с таможенной территории без уплаты таможенных пошлин и налогов, без применения к товару мер экономической политики, а в случаях, установленных статьей 35 настоящего Кодекса, — с возвратом сумм таможенных пошлин и налогов, уплаченных при его ввозе;
3) временный вывоз - режим, при котором товар, находящийся в свободном обращении на таможенной территории, вывозится в целях его временного использования за пределами этой территории с условным освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов без применения мер экономической политики;
4) переработка вне таможенной территории - режим, при котором товары Узбекистана вывозятся за пределы таможенной территории в целях переработки и последующего ввоза на таможенную территорию продуктов их переработки;
5) выпуск для свободного обращения (импорт) - режим, при котором товар, ввезенный на таможенную территорию, остается на ней в свободном обращении без обязательства об его обратном вывозе с этой территории;
6) реимпорт - режим, при котором товары, ранее вывезенные с таможенной территории, ввозятся обратно на таможенную территорию в сроки, установленные статьей 59 настоящего Кодекса, без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения мер экономической политики;
7) временный ввоз - режим, при котором товар ввозится на таможенную территорию на определенный срок и временно используется с условным освобождением от уплаты таможенных платежей или уплатой периодических таможенных платежей и без применения мер экономической политики;
8) переработка на таможенной территории - режим, при котором товар ввозится на таможенную территорию с условным освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов в целях переработки и вывоза в виде продуктов его переработки;
9) временное хранение - режим, при котором может временно храниться под таможенным контролем без уплаты таможенных платежей, а также без применения мер экономической политики любой товар, ввезенный на таможенную территорию, с момента его представления таможенному органу назначения и до выпуска в соответствии с выбранным таможенным режимом, а также в случаях и на условиях, предусмотренных в статье 177 настоящего Кодекса;
10) таможенный склад - режим, при котором под таможенным контролем в определенных помещениях (местах) хранится товар, ввезенный на таможенную территорию, без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения мер экономической политики и предназначенный для вывоза с таможенной территории;
11) свободный склад - режим, при котором товар размещается в определенных местах и территориях без уплаты таможенных платежей и без применения мер экономической политики;
12) свободная таможенная зона - режим, при котором товар размещается и используется в определенных местах и территориях без уплаты таможенных платежей и без применения мер экономической политики;
13) беспошлинная торговля - режим, при котором товары находятся и реализуются под таможенным контролем на таможенной территории в местах, определяемых таможенными органами, без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения мер экономической политики;
14) таможенный транзит - режим, при котором без уплаты таможенных пошлин и налогов, а также без применения мер экономической политики:
- ввезенный товар перемещается под таможенным контролем по таможенной территории между таможенным органом отправления и таможенным органом назначения, находящихся на таможенной границе, в том числе через территорию иностранного государства;
- товары Узбекистана перемещаются по территории иностранного государства между таможенным органом отправления и таможенным органом назначения, находящихся на таможенной границе;
15) уничтожение - режим, при котором иностранный товар уничтожается под таможенным контролем, включая приведение его в состояние, непригодное для использования, без уплаты таможенных платежей и без применения мер экономической политики;
16) отказ в пользу государства - режим, при котором уполномоченное лицо отказывается от товара и безвозмездно передает его в государственную собственность без уплаты таможенных платежей и без применения мер экономической политики.
Согласно статье 300 Таможенного кодекса Республики Узбекистан таможенные пошлины в размере ставок, установленных таможенным тарифом, применяются к товарам, происходящим из стран, с которыми Республика Узбекистан в торгово-экономических отношениях устанавливает режим наибольшего благоприятствования независимо от страны отправления товара и экспортера.
В отношении товаров, происходящих из стран, торгово-экономические отношения с которыми не предусматривают режим наибольшего благоприятствования либо страна происхождения, которых не установлена, ставки таможенных пошлин увеличиваются вдвое.
Импортные таможенные пошлины не взимаются при импорте товаров, происходящих с таможенной территории стран, подписавших Соглашение о создании зоны свободной торговли.
Взимание утилизационного сбора для обеспечения экологической безопасности, защиты здоровья граждан и окружающей среды от вредного воздействия отходов, образующихся после утраты потребительских свойств колесных транспортных средств, самоходных машин и прицепов к ним предусмотрено Экономическим механизмом обеспечения охраны природы (статья 33 Закона Республики Узбекистан «Об охране природы» https://www.lex.uz/acts/7065).
Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 02.06.2020 г. № 347, утверждены ставки утилизационного сбора и перечень видов и категорий колесных транспортных средств, самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор https://lex.uz/ru/docs/4848953.
Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 09.06.2021 г. № 358, утверждено Положение о порядке взимания, возврата и использования утилизационного сбора для колесных транспортных средств, самоходных машин и прицепов к ним https://lex.uz/ru/docs/5456937.
Ставки акцизного налога на подакцизные товары утверждены статьей 289 Налогового кодекса Республики Узбекистан https://lex.uz/ru/docs/4674893.
Ставки таможенных сборов установлены Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 09.11.2020 г. №700
«Об утверждении ставок таможенных сборов» https://www.lex.uz/docs/5087210.
Ставки импортных таможенных пошлин утверждены Постановлением Президента Республики Узбекистан от 29 июня 2018г. №ПП-3818 https://www.lex.uz/docs/3802366.
- Республика Беларусь
- Республика Грузия
- Республика Казахстан
- Кыргызская Республика
- Республика Молдова
- Российская Федерация
- Туркменистан*
- Украина
- Республика Таджикистан
- Республика Азербайджан.
* Импортными таможенными пошлинами не облагаются товары по взаимосогласованному перечню в соответствии с двусторонними соглашениями
1. Австрийская Республика 2. Исламская Республика Афганистан 3. Народная Республика Бангладеш 4. Королевство Бельгия 5. Республика Болгария 6. Федеративная Республика Бразилия 7. Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии 8. Венгрия 9. Социалистическая Республика Вьетнам 10. Федеративная Республика Германия 11. Республика Греция 12. Королевство Дания 13. Арабская Республика Египет 14. Государство Израиль 15. Республика Индия 16. Республика Индонезия 17. Ирландия 18. Королевство Испания 19. Республика Италия 20. Иорданское Хашимитское Королевство 21. Республика Кипр 22. Республика Корея 23. Китайская Народная Республика 24. Латвийская Республика |
25. Литовская Республика 26. Республика Мальта 27. Великое Герцогство Люксембург 28. Королевство Нидерландов 29. Португальская Республика 30. Исламская Республика Пакистан 31. Республика Польша 32. Республика Словения 33. Румыния 34. Словацкая Республика 35. Республика Сингапур* 36. Соединенные Штаты Америки 37. Турецкая Республика 38. Финляндская Республика 39. Французская Республика 40. Республика Хорватия 41. Чешская Республика 42. Королевство Швеция 43. Швейцарская Конфедерация 44. Эстонская Республика 45. Япония 46. Королевство Саудовская Аравия 47. Малайзия |
Межведомственное постановление «Об утверждении перечней государств, с которыми подписаны соглашения в области торгово-экономического сотрудничества с предоставлением режима наибольшего благоприятствования и режима свободной торговли» (Рег.МЮ от 30 июня 2020 г. № 3267) https://www.lex.uz/docs/4911947.
В статьях 358-366 Таможенного кодекса Республики Узбекистан содержатся правила относительно происхождения товара. В целом, вышеуказанные правила отвечают требованиям применения правил происхождения товара, установленным Соглашением ГАТТ/ВТО о правилах происхождения.
Для подтверждения происхождения товаров, в таможенные органы предоставляется сертификат происхождения установленного международного образца.
В отношении товаров, происходящих из государств-участников СНГ действуют Правила определения страны происхождения товаров, утвержденные Решением Совета глав-правительств СНГ от 24 сентября 1993г.
Сертификаты происхождения товаров в Республике Узбекистан оформляются в целях подтверждения страны происхождения товара и могут применяться для получения льгот в соответствии с действующим законодательством страны ввоза. Под сертификацией происхождения товаров понимается процедура проведения экспертизы с целью определения страны происхождения товаров с последующей выдачей, удостоверением сертификатов о происхождении экспортируемых и реэкспортируемых товаров из Республики Узбекистан.
При экспорте товаров из Республики Узбекистан сертификат выдается в тех случаях, когда сертификат необходим и это зафиксировано в соответствующих контрактах или в национальных правилах страны- импортера или предусмотрено международными обязательствами Республики Узбекистан, а также по желанию экспортера. Наряду с вышеизложенным, для упрощения процедур таможенного оформления узбекских товаров в странах импорта, АО «Узбекэкспертиза» внедрила электронную систему верификации сертификатов происхождения товаров, которая осуществляется через официальный сайт АО «Узбекэкспертиза» в окне интерактивных услуг максимально удобным и простым способом.
В соответствии с Положением о порядке проведения сертификации происхождения товаров (ПКМ-994 от 13.12.2019 г.), уполномоченный орган — это орган, осуществляющий административное сотрудничество от имени Республики Узбекистан, на который возложена функция выдачи сертификатов на товары, экспортируемые из Республики Узбекистан (реэкспорт).
В Республике Узбекистан уполномоченным органом является Министерство инвестиций, промышленности и торговли Республики Узбекистан или уполномоченный им орган, а также выдача сертификатов на основании заявления-декларации экспортера/заявителя также осуществляется Торгово-промышленной палатой Узбекистана.
1. Отправитель/Экспортер (наименование и почтовый адрес) Consignor/Exporter (name and postal address) |
4. № ______ СЕРТИФИКАТ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРА (общая форма) Выдан в Республике Узбекистан
Issued in REPUBLIC OF UZBEKISTAN |
|||||
2. Получатель/Импортер (наименование и почтовый адрес) Consignee/Importer (name and postal address) |
||||||
3. Средства транспорта и маршрут следования (насколько это известно) Means of transport and route (as far as know) |
5. Для служебных отметок Remarks |
|||||
6. № |
7. Маркировка и номера упаковок Marks & No PKGS |
8. Количество мест и вид упаковки, описание товара Number and kind of packages; description of goods |
9. Критерии происхождения Origin criterion |
10. Вес брутто/ нетто (кг) Gross/net weight quantity |
11. Номер и дата счета-фактуры Number and date of invoices |
|
12. Удостоверение Настоящим удостоверяется, что декларация заявителя соответствуетдействительности It is hereby certified, that the declaration by the exporter is correct
Подпись Дата Печать |
13. Декларация заявителя Нижеподписавшийся заявляет, что вышеприведенные сведения соответствуют действительности и все товары имеютпроисхождениев The undersigned hereby declares that the above details and statements are correct; that all the goods were originate in the
Exported to
Подпись Дата Печать |
Этапы |
Субъекты |
Мероприятия |
Сроки выполнения |
1-этап |
Заявитель — экспортёр (предприятие) |
Подача заявления в письменной или электронной форме с приложением соответствующих документов |
по желанию заявителя |
2-этап |
Уполномоченный орган |
1. Изучение представленных документов и проведение экспертизы, выехав на место производства/хранения товара. 2. Составление (оформление) акта экспертизы (оформление экспертного заключения в случаях, когда результат экспертизы отрицательный). |
в течение одного рабочего дня (при проведении сертификации товаров, классифицируемых в товарных группах 84-89 ТН ВЭД – до двух рабочих дней) |
3-этап |
Уполномоченный орган |
1. Оформление и регистрация (на основании акта экспертизы) сертификата происхождения товара 2. Внесение сертификата в электронную базу данных |
в течение одного рабочего дня |
4-этап |
Заявитель — экспортёр (предприятие) |
Получение сертификата |
по желанию заявителя |
5-этап |
Заявитель — экспортёр (предприятие) |
В случае необходимости обратиться в компетентный орган за перерегистрацией ранее выданного сертификата |
в течение одного года с даты выдачи ранее выданного сертификата |
6-этап |
Уполномоченный орган |
Перерегистрация и выдача сертификата |
в течение одного рабочего дня |
В соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 15.12.2017 г. № УП-5286 «О дополнительных мерах по стимулированию экспорта и обеспечению конкурентоспособности отечественных товаров на внешних рынках» https://www.lex.uz/docs/3460647#3461758 утверждены:
№ п/п |
Наименование товара |
Код ТН ВЭД |
1. |
Оружие и военная техника, специальные компоненты для их производства |
8526 (только в военных целях), 8710, 8802 (гражданские вертолеты, за исключением гражданских воздушных судов), 8803 (в дополнение к частям полета гражданской авиации), 8805 (не относится к категории граждан) 8906 10 000 0,9013 10 000 0,9013 20 000 0,9013 80,9014,9301, 9302 00 000 0,9305 (относится только к боевому оружию), 9306 (только в военных целях) |
2. |
Уран и другие радиоактивные вещества, изделия из них, отходы радиоактивных веществ |
2612 (только урановые концентраты), 2844, 2845 |
3. |
Приборы и оборудование, применяемые в радиоактивных веществах |
8401 |
4. |
Драгоценные металлы и другие материалы, изготовленные из них |
7106 (за исключением слитков (слитков) мерного серебра, добытых физическими лицами), 7107 — 7111000000 (кроме мерного золота в слитках (слитках), добытого физическими лицами), 7115 |
В соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 03.11.2017 г. № УП-5215 «О мерах по упорядочению лицензирования экспорта и импорта специфических товаров, а также регистрации экспортных и экспертизы импортных контрактов» https://www.lex.uz/docs/3470834
№ п/п |
Наименование товара |
Код ТН ВЭД |
1. |
Скот, птица |
0101 — 0105 (кроме 010511, 0105940000), 0106 39 100 0 |
2. |
Мясо и пищевые мясные субпродукты |
0201-0210 (кроме 0203, 0207, мяса ослов, мулов или лошаков по субпозициям 0205 00, пищевых субпродуктов свиней, ослов, мулов или лошаков по кодам 0206 30 000 — 0206 80 910 0, 0206 90 910 0, 0208 10, а также 0208 50 000 0, 0208 90 700 0, 0209, 0210 11 — 0210 19, 0210 99 410 0, 0210 99 490 0, 0210 99 710 0, 0210 99 790, 0 0210 99 800 0) |
3. |
Зерно: пшеница, рожь, ячмень, овес, кукуруза, рис, гречиха |
группа 10 (кроме 1008 21 000 0, 1008 29 000 0) |
4. |
Мука, крупа |
1101 00 — 1106 (кроме 1106 10 000 0, 1106 30 900 0) |
9. |
Отходы, обрезки и скрап из полиэтилентерефталата (ПЭТ) |
3907 60 |
10. |
Кожевенное сырье (включая нестандартное), пушно-меховое сырье, в том числе каракулевое (включая нестандартное) |
4101 — 4107, 4112 00 000 0 — 4114, 4301 — 4302 |
11. |
Коконы шелкопряда, пригодные для разматывания, шелк-сырец (некрученый) |
5001 00 000 0, 5002 00 000 0 |
12. |
Лом и отходы цветных металлов |
7404 00, 7602 00, 7802 00 000 0, 8111 00 190 0, 8112 13 000 0, 8112 22 000 0, 8112 92 210 1, 8112 92 210 9 |
13. |
Предметы старины (картины, скульптуры и прочее), представляющие значительную художественную, историческую, научную или иную культурную ценность (по заключению Министерства культуры) |
группа 97 |
Произведения печати, рукописи, клише, рисунки, фотоснимки, фотопленки, негативы, кино-, видео- и аудиопродукция, грамзаписи, звукоматериалы, направленные на подрыв государственного и общественного строя, нарушение территориальной целостности, политической независимости и государственного суверенитета, пропагандирующие войну, терроризм, насилие, национальную исключительность и религиозную ненависть, расизм и его разновидность (антисемитизм, фашизм), а также материалы порнографического содержания.
Порядок выдачи лицензии на экспорт и импорт специфических товаров на территории Республики Узбекистан определено Положением о порядке выдачи лицензии на экспорт и импорт специфических товаров (Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 01.12.2017 г. № 959 https://www.lex.uz/acts/3435613).
Решения о выдаче лицензии, приостановлении или прекращении действия лицензии, а также ее аннулировании и переоформлении принимаются Секретариатом по вопросам инвестиций, поддержки экспорта и внешнеэкономических связей Кабинета Министров Республики Узбекистан (далее — уполномоченный орган).
Оформление, переоформление и выдача лицензий, ведение реестра лицензий осуществляется Секретариатом по вопросам инвестиций, поддержки экспорта и внешнеэкономических связей Кабинета Министров Республики Узбекистан (далее — рабочий орган).
Для получения лицензии заявитель представляет в уполномоченный орган следующие документы (пункт 8 Положения):
- заявление о выдаче лицензии с указанием: наименования, местонахождения (почтового адреса) и организационно-правовой формы заявителя — юридического лица; фамилии, имени, отчества, данных документа, удостоверяющего личность, — заявителя — физического лица, действия, которое заявитель намерен совершить;
- копия акта Президента Республики Узбекистан или решения Кабинета Министров Республики Узбекистан, предусматривающего выдачу лицензии на экспорт и импорт специфических товаров;
– копия заключенного контракта, подписанного покупателем и продавцом.
Этапы |
Субъекты |
Мероприятия |
Сроки выполнения |
1-этап |
Заявитель |
1. Подготавливает документы, необходимые для получения лицензии в соответствии с перечнем, предусмотренным пунктом 8 Положения. 2. Представляет в Кабинет Министров Республики Узбекистан документы непосредственно, через средства почтовой связи или в электронной форме с уведомлением об их получении. Документы, представленные в электронной форме, подтверждаются электронной цифровой подписью заявителя. |
по желанию соискателя лицензии |
2-этап |
Уполномоченный орган |
Принимает документы, представленные для получения лицензии и направляет в рабочий орган. |
в день приема документов |
Рабочий орган |
1. Рассматривает заявление, готовит соответствующее заключение о выдаче лицензии или об отказе в выдаче лицензии. 2. Рассматривает документы и готовит заключение в случае повторного представления документов заявителями при принятии решения об отказе в выдаче лицензии. |
1. В срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня получения заявления. 2. В срок, не превышающий 5 рабочих дней после повторного представления документов. |
|
3-этап |
Уполномоченный орган |
1. Рассматривает заключение рабочего органа. 2. По согласованию с заместителем Премьер-министра Республики Узбекистан по вопросам инвестиций внешнеэкономических связей – министром инвестиций – внешней торговли, а также при необходимости с Премьер-министром Республики Узбекистан принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии. |
В срок, не превышающий 4 рабочих дней со дня представления заключения (при повторном рассмотрении в срок, не превышающий 2 рабочих дней) |
4-этап |
Рабочий орган |
1. Письменно уведомляет заявителя о принятом решении. 2. В случае принятия решения об отказе в выдаче лицензии, уведомление об отказе в выдаче лицензии вручается (направляется) заявителю в письменной форме, в том числе посредством информационной электронной системы, с указанием причин отказа, конкретных норм законодательства и срока, в течение которого заявитель, устранив указанные причины, может представить документы для повторного рассмотрения. 3. Вносит соответствующую запись в реестр. |
В течении 1 рабочего дня после принятия соответствующего решения |
5-этап |
Заявитель |
В случае устранения причин, послуживших основанием для отказа в выдаче лицензии, имеет право представить заявление для повторного рассмотрения документов. |
В срок, указанный в уведомлении об отказе в выдаче лицензии |
6-этап |
Заведующий уполномоченного органа |
Подписывает оформленные рабочим органом лицензии. |
В течение 1 рабочего дня после принятия соответствующего решения |
Рабочий орган |
Выдает подписанную лицензию. |
Постановлением Кабинета Министров №728 от 02.12.2021 г. https://lex.uz/ru/docs/5754392 утверждено Положение о порядке применения тарифных квот в отношении импортируемых товаров.
Согласно Положению тарифная квота – мера регулирования, предусматривающая применение в течение определенного периода пониженных ставок таможенных пошлин при импорте определенного количества некоторых видов товаров по сравнению с применяемой в большинстве случаев при импорте ставкой таможенной пошлины.
Объем тарифной квоты, срок действия и ставки импортных таможенных пошлин на товары из других стран, ввозимые на таможенную территорию Узбекистана, определяются Кабинетом Министров.
Объем тарифных квот распределяется между импортерами в соответствии с постановлением Министерства инвестиций, промышленности и торговли, если иное не предусмотрено международными договорами Республики Узбекистан.
Отношения в области экспортного контроля осуществляются Законом Республики Узбекистан «Об экспортном контроле» https://www.lex.uz/acts/262947. Основными задачами настоящего Закона являются обеспечение безопасности Республики Узбекистан и выполнение международных обязательств Республики Узбекистан в области нераспространения оружия массового поражения и иных видов вооружения путем осуществления экспортного контроля.
Объектами экспортного контроля являются товары, оборудование, научно-техническая информация, работы и услуги, результаты интеллектуальной деятельности (указанные в списках объектов экспортного контроля), которые в силу присущих им свойств и особенностей могут внести существенный вклад в создание оружия массового поражения (ядерное, химическое, бактериологическое (биологическое) и токсинное оружие), средств его доставки (ракеты и другие технические средства, способные доставлять оружие массового поражения), иных видов вооружения и военной техники.
Уполномоченным государственным органом в области экспортного контроля является Министерство инвестиций, промышленности и торговли Республики Узбекистан.
В соответствии со статьей 23 Закона «О внешнеэкономической деятельности», в случае принятия иностранным государством мер, нарушающих экономические интересы Республики Узбекистан и субъектов внешнеэкономической деятельности, а также в случае невыполнения этим государством принятых им по международным договорам обязательств перед Республикой Узбекистан Республика Узбекистан вправе вводить ответные меры в области внешнеэкономической деятельности в соответствии с общепризнанными нормами и принципами международного права.
Статьей 24 настоящего Закона, в отношении возросшего импорта товара по решению Кабинета Министров Республики Узбекистан могут применяться защитные меры.
Отношения в области применения защитных мер, антидемпинговых и компенсационных пошлин при импорте товаров для устранения серьезного ущерба или угрозы причинения серьезного ущерба отрасли экономики, регулируются Законом Республики Узбекистан «О защитных мерах, антидемпинговых и компенсационных пошлинах» https://lex.uz/docs/62836?otherlang=4.
Порядок проведения расследования, предшествующего применению защитных мер, антидемпинговых и компенсационных пошлин определен Положением о порядке проведения расследований в целях применения защитных мер, антидемпинговых и компенсационных пошлин, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 19.05.2005 г. № 129 https://lex.uz/docs/598089.
В соответствии со статьей 27 Закона Республики Узбекистан «О внешнеэкономической деятельности», ввозимые на территорию Республики Узбекистан товары должны соответствовать техническим, фармакологическим, санитарным, ветеринарным, ветеринарно-санитарным, фитосанитарным и экологическим стандартам, требованиям, правилам и нормам, установленным в Республике Узбекистан.
Запрещается ввоз на территорию Республики Узбекистан товаров, которые:
- не соответствуют стандартам, требованиям, правилам и нормам, указанным в части первой настоящей статьи;
- не имеют сертификата, маркировки или знака соответствия в случаях, предусмотренных законодательством.
Порядок оформления и выдачи карантинного разрешения и фитосанитарного сертификата определен Положениями о порядке охраны территории республики узбекистан от вредных организмов по карантину растений и прохождения разрешительных процедур в сфере карантина растений, утвержденными постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 29 января 2018 г. № 65.
В соответствии с настоящим постановлением:
- карантинное разрешение - документ, подтверждающий разрешение Агентства Республики Узбекистан по карантину и защите растений на ввоз или транзит продукции, находящейся под контролем карантина растений, в установленном порядке;
- фитосанитарный сертификат - документ международного образца, выдаваемый компетентными государственными органами страны-экспортера каждой транспортной единице карантинного контроля растений и подтверждающий отсутствие контаминации карантинной продукции объектами карантина растений.
Схема порядка прохождения разрешительных документов на ввоз и вывоз продукции для карантина растен
Этапы |
Субъекты |
Мероприятия |
Сроки выполнения |
1-этап |
Заявитель |
Подача заявления на получение карантинного разрешения юридическими и физическими лицами непосредственно в Агентство в письменной форме или по форме, установленной «единым окном» |
Не менее чем за 30 дней до планируемой даты ввоза в Республику Узбекистан продукции под надзором карантина растений |
2-этап |
Агентство по карантину и защите растений |
1) Рассмотрение заявлений юридических и физических лиц о выдаче карантинных разрешений. 2) Выдача карантинных разрешений юридическим и физическим лицам. 3) В случае отказа в выдаче карантинного разрешения направить информацию юридическим и физическим лицам в письменной форме, в том числе в электронной форме через информационную систему. |
в течение 5 рабочих дней |
Схема порядка прохождения разрешительных документов на вывоз продукции для карантина растений из страны
Этапы |
Субъекты |
Мероприятия |
Сроки выполнения |
1-этап |
Заявитель |
Подача заявления на получение карантинного разрешения юридическими и физическими лицами непосредственно в Агентство в письменной форме или по форме, установленной «единым окном» |
Не менее чем за 30 дней до планируемой даты ввоза в Республику Узбекистан продукции под надзором карантина растений |
2-этап |
Территориальные управления |
1) Рассмотрение заявлений юридических и физических лиц на выдачу фитосанитарных сертификатов. 2) Выдача фитосанитарных сертификатов юридическим и физическим лицам. 3) В случае отказа в выдаче фитосанитарного сертификата направить информацию юридическим и физическим лицам в письменной форме, в том числе в электронной форме через информационную систему. |
в течение 5 рабочих дней |
Заявление на выдачу фитосанитарного сертификата:
1. Сведения о свидетельстве о государственной регистрации юридических и физических лиц |
|||||||||||||||||||||||||||||
¯ юридическое лицо; |
|||||||||||||||||||||||||||||
Номер |
выдано: |
день |
месяц |
год |
|||||||||||||||||||||||||
Наименование органа, выдавшего свидетельство: ___________________________________________________________. |
|||||||||||||||||||||||||||||
2. Наименование и количество продукта: |
|||||||||||||||||||||||||||||
№ |
Продукт |
||||||||||||||||||||||||||||
ботаническое (латинское) название |
территория производства |
единица измерения (кг., тонна, литр, штук, метр3...) |
количество |
||||||||||||||||||||||||||
1. |
|||||||||||||||||||||||||||||
2. |
|||||||||||||||||||||||||||||
... |
|||||||||||||||||||||||||||||
Дополнительная информация об импортируемом продукте |
|||||||||||||||||||||||||||||
б) Информация об экспортным договоре продукта: |
|||||||||||||||||||||||||||||
Номер |
Дата: |
день |
месяц |
год |
|||||||||||||||||||||||||
в) Тип упаковки груза: ___________________________; |
|||||||||||||||||||||||||||||
г) Количество упаковочных контейнеров груза: _______________штук; |
|||||||||||||||||||||||||||||
д) Маркировка груза (выберите необходимое ): |
|||||||||||||||||||||||||||||
¯ |
имеется |
||||||||||||||||||||||||||||
¯ |
отсутствует |
||||||||||||||||||||||||||||
3. Сведения об импортере продукции: |
|||||||||||||||||||||||||||||
Улица |
|||||||||||||||||||||||||||||
Дом №: |
|||||||||||||||||||||||||||||
Город (территория): |
|||||||||||||||||||||||||||||
Государство: |
|||||||||||||||||||||||||||||
Почтовый индекс: |
|||||||||||||||||||||||||||||
Адрес электронный почты: |
|||||||||||||||||||||||||||||
4. Тип транспортного средства (выберите необходимое и заполните ): |
|||||||||||||||||||||||||||||
¯ |
Автомобильная транспорт____________________________________________________; |
||||||||||||||||||||||||||||
¯ |
Железнодорожная транспорт __________________________________________________; |
||||||||||||||||||||||||||||
¯ |
Речной транспорт (лодка и подобные) ___________________________________________; |
||||||||||||||||||||||||||||
¯ |
Воздушный транспорт ________________________________________________________; |
||||||||||||||||||||||||||||
¯ |
Другие _____________________________________________________________________; |
||||||||||||||||||||||||||||
5. Номер внутреннего фитосанитарного сертификата _________________________________________; |
|||||||||||||||||||||||||||||
6. Название пограничного пункта вывоза груза: ______________________________________________. |
|||||||||||||||||||||||||||||
7. Адрес места карантинного досмотра в стране ввоза груза: _________________________________________________________________. |
|||||||||||||||||||||||||||||
8. Дата отгрузки: |
|||||||||||||||||||||||||||||
День |
месяц |
год |
|||||||||||||||||||||||||||
Печать |
Подпись |
Ф.И.О. |
|||||||||||||||||||||||||||
- Заявитель для получения при необходимости санитарно-эпидемиологического заключения представляет в территориальный орган санитарного надзора заявление с приложением необходимых документов.
Территориальный орган государственного санитарного надзора в установленном порядке с выездом на место осуществляет отбор образцов продукции для проведения лабораторных исследований и обследование объекта.
1а. Для продукции животного происхождения территориальный орган санитарного надзора не позднее следующего дня с даты получения от заявителя документов направляет заявку в районный (городской) орган ветеринарной службы.
1б. Орган ветеринарной службы в трехдневный срок направляет в территориальный орган санитарного надзора ветеринарное заключение или письменный ответ с мотивированным отказом в выдаче заключения и указанием конкретных норм законодательства.
Орган ветеринарной службы вправе в установленном порядке назначить изоляционно-ограничительные мероприятия (карантин) сроком до 20 дней. При этом процедура выдачи ветеринарного заключения приостанавливается до окончания карантинного срока.
1в. Для продукции растительного происхождения территориальный орган санитарного надзора не позднее следующего дня со дня получения от заявителя документов направляет заявку в районный (городской) орган государственной службы карантина растений.
1г. Орган государственной службы карантина растений в двухдневный срок выдает фитосанитарное заключение или отрицательное заключение.
- При положительном результате лабораторных испытаний, а также ветеринарных и фитосанитарных заключений, территориальный орган санитарного надзора выдает заявителю санитарно-эпидемиологическое заключение.
3, 4. Заявитель по своему усмотрению может обращаться в GS1 Uzbekistan для получения кода организации и товара, используемого в штриховом коде выпускаемой продукции.
- Заявитель для получения сертификата соответствия представляет в аккредитованный орган по сертификации заявление с приложением необходимых документов. (Заявление может быть подано одновременно с заявлением на получение санитарно-эпидемиологического заключения).
- Аккредитованный орган по сертификации в срок, не превышающий 3 рабочих дней, выдает сертификат соответствия или письменный отказ в выдаче сертификата с указанием конкретных норм законодательства.
Схема оформления и выдачи санитарно-эпидемиологического заключения
Этапы |
Субъекты |
Мероприятия |
Сроки выполнения |
1-этап |
Заявитель |
Электронная подача заявлений и прилагаемых документов для оформления санитарно-эпидемиологических заключений через Таможенную информационную систему «Единое окно», через Единый портал интерактивных государственных услуг местных производителей |
по желанию заявителя |
2-этап |
Начальник отдела оформления санитарно-эпидемиологического заключения |
Подача заявления и прилагаемых документов начальнику отдела санитарно-эпидемиологической экспертизы и назначение ответственного за заявление санитарного врача |
в течение 1 (одного) рабочего дня |
3-этап |
Ответственный санитарный врач и заявитель |
Заключение договора на выдачу санитарно-эпидемиологического заключения |
представление договора заявителю в течение 1 (одного) рабочего дня |
4-этап |
Ответственный санитарный врач |
Регистрация соответствия нормативным документам в области технического регулирования объекта производства продукции или складов ее хранения и взятие проб продукции для лабораторных исследований |
в течение 2 (двух) рабочих дней |
5-этап |
Аккредитованные лабораторные комплексы |
Проведение лабораторных исследований и оформление результатов протоколом |
в сроки, установленные нормативными документами в области технического регулирования |
6-этап |
Ответственный санитарный врач |
Формирование пакета документов по результатам изучения заявления и представление его начальнику отдела санитарно-эпидемиологического заключения |
в течение 1 (одного) рабочего дня |
7-этап |
Начальник отдела оформления санитарно-эпидемиологического заключения |
Оформление санитарно-эпидемиологического заключения и представление на подпись начальнику Санитарно-эпидемиологической службы, в случае установления возможности составления санитарно-эпидемиологического заключения по представленным ответственным санитарным врачом документам |
в течение 1 (одного) рабочего дня |
8-этап |
Ответственный санитарный врач |
Выдача подписанного и скрепленного печатью санитарно-эпидемиологического заключения заявителю или загрузить его в ТИС «Единое окно» |
в течение 1 (одного) рабочего дня |
Срок оформления и выдачи санитарно-эпидемиологического заключения с учетом представления ветеринарного и фитосанитарного заключений определяется сроками, предусмотренными нормативными документами на соответствующие методы исследований, но не более 15 дней.
Проведение сертификации осуществляется, как правило, в два этапа по Схеме прохождения процедур по сертификации продукции
Отношения в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, ветеринарии и карантина растений регулируются следующим нормативно-правовым актам Республики Узбекистан:
- Законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» https://www.lex.uz/acts/2732584;
- Законом «О карантине растений» https://lex.uz/docs/3815506;
- Законом «О ветеринарии» https://lex.uz/acts/2854716.
Правовые основы обеспечения населения качественной и безопасной пищевой продукцией определены Законом Республики Узбекистан «О качестве и безопасности пищевой продукции» https://www.lex.uz/docs/18673.
Санитарно-эпидемиологическое заключение — документ, удостоверяющий соответствие пищевой продукции и оборудования, предназначенного для ее изготовления и использования, санитарным правилам, нормам и гигиеническим нормативам. (Уполномоченный орган по выдаче санитарно-эпидемиологического сертификата - Служба санитарно-эпидемиологического благополучия и общественного здоровья Республики Узбекистан).
Ветеринарный сертификат – документ установленного образца, выдаваемый на товары животного происхождения (включая живых животных) и другую продукцию, подлежащую ветеринарному контролю. (Уполномоченный орган по выдаче ветеринарного сертификата - Государственного комитета по ветеринарии и развитию животноводства Республики Узбекистан).
Фитосанитарный сертификат — документ международного образца, удостоверяющий отсутствие объектов карантина растений в подкарантинной продукции (Уполномоченный орган по выдаче фитосанитарного сертификата - Агентство по карантину и защите растений Республики Узбекистан).
Порядок оформления и выдачи санитарно-эпидемиологического, ветеринарного и фитосанитарного заключений определен Положением о порядке проведения сертификации продукции (постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 06.07.2004 г. № 318 https://www.lex.uz/docs/337775).
Санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, фитосанитарные и экологические сертификаты (заключения) оформляются при наличии в нормативной документации на сертифицируемую продукцию соответственно санитарно-эпидемиологических, ветеринарных, фитосанитарных или экологических норм и требований.
Для получения санитарно-эпидемиологического заключения заявитель обращается в территориальный орган государственного санитарного надзора с заявлением по форме, утверждаемой в соответствии с законодательством.
При производстве пищевой продукции к заявлению прилагаются технологическая инструкция и рецептура.
Перечни объектов оценки соответствия в Республике Узбекистан, соответствие которых подлежит подтверждению.
Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 30.01.2021 г. № 43 https://www.lex.uz/docs/5249380 утверждены следующие:
- Перечень продукций и отходов, подлежащих обязательной экологической сертификации;
- Перечень продукций, под контрольных Государственной ветеринарной службы Республики Узбекистан;
- Перечень продукции, подлежащей обязательному оформлению санитарно-эпидемиологического заключения;
- Перечень видов продукции, подлежащей обязательной подтверждении соответствия требованиям нормативных документов в области технического регулирования.
Аккредитация осуществляется с целью подтверждения компетентности юридических лиц, претендующих на получение аккредитации.
Аккредитация включает анализ и экспертизу документов, разработанных юридическими лицами, претендующими на получение аккредитации, оценку полученных доказательств путем проведения обследования.
Государственное предприятие «Узбекский центр аккредитации» (далее — Центр по аккредитации) при Узбекском агентстве по техническому регулированию, являющееся специально уполномоченным органом по осуществлению аккредитации органов по оценке соответствия.
Порядок проведения аккредитации и инспекционного контроля деятельности органов по оценке соответствия и метрологических служб, которые в соответствии с законодательством проходят аккредитацию в Центре аккредитации определен Положением о порядке проведения аккредитации органов по оценке соответствия (постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 24.04.2019 г. № 349 https://www.lex.uz/docs/4305427).
Отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к безопасности продукции, работ и услуг регулируются Законом Республики Узбекистан «О техническом регулировании» https://www.lex.uz/acts/1474640.
Законом определено, что нормативные документы в области технического регулирования — технические регламенты, нормативные документы по стандартизации, санитарные, ветеринарные, ветеринарно-санитарные, фитосанитарные правила и нормы, градостроительные, экологические нормы и правила, а также другие документы в области технического регулирования.
В Республике Узбекистан применяются следующие виды технических регламентов:
- общие технические регламенты;
- специальные технические регламенты.
https://www.standart.uz/ru/page/view?id=19
Основными принципами технического регулирования являются:
- обязательность применения технических регламентов;
- единство применения технических регламентов;
- соответствие технических регламентов национальным и международным нормативным документам в области технического регулирования;
- доступность технических регламентов, информации о порядке их разработки, принятия и опубликования.
Уполномоченными государственными органами в области технического регулирования — Узбекское агентство по техническому регулированию при Министерстве инвестиций и внешней торговли Республики Узбекистан, Министерство здравоохранения Республики Узбекистан, Министерство строительства Республики Узбекистан, Государственный комитет Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды.
Правовые, экономические и организационные основы сертификации продукции, услуг и иных объектов в том числе производственных процессов, систем менеджмента, специалистов, претендующих на участие в области оценки соответствия в качестве персонала (продукция) в Республике Узбекистан, а также права, обязанности и ответственность участников сертификации регулируются Законом Республики Узбекистан «О сертификации продукции и услуг» https://www.lex.uz/acts/99887.
Узбекское агентство по техническому регулированию при Министерстве инвестиций и внешней торговли Республики Узбекистан является национальным органом по сертификации Республики Узбекистан.
Перечень видов продукции, подлежащей обязательной подтверждении соответствия требованиям нормативных документов в области технического регулирования (постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 30.01.2021 г. № 43 https://www.lex.uz/docs/5249376).
Является деятельностью по определению соответствия продукции, производственных процессов, услуг, систем менеджмента, персонала, органов по оценке соответствия требованиям нормативно-правовых актов, а также нормативных документов в области технического регулирования.
Отношения в области оценки соответствия регулируются Законом Республики Узбекистан «Об оценке соответствия» https://lex.uz/docs/2248101.
Основными задачами оценки соответствия являются:
- обеспечение безопасности жизни и здоровья человека, имущества юридических, физических лиц и государства;
- обеспечение охраны окружающей среды, а также рационального использования природных ресурсов;
- удостоверение соответствия продукции, производственных процессов, услуг, систем менеджмента, персонала требованиям нормативно-правовых актов, а также нормативных документов в области технического регулирования;
- подтверждение компетентности органов по оценке соответствия в выполнении работ в установленной области аккредитации;
- повышение конкурентоспособности продукции и услуг на внутреннем и внешнем рынках;
- участие в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле;
- устранение технических барьеров в торговле.
Объектами оценки соответствия являются:
- продукция;
- производственные процессы;
- услуги;
- системы менеджмента;
- юридические лица, претендующие на получение аккредитации;
- специалисты, претендующие на участие в области оценки соответствия в качестве персонала;
- органы по оценке соответствия при проведении их инспекционного контроля.
Оценка соответствия осуществляется путем:
- аккредитации;
- сертификации;
- декларирования соответствия;
- инспекционного контроля;
- предотгрузочной и (или) разгрузочной инспекции;
- испытания продукции;
- санитарно-эпидемиологических, ветеринарных, ветеринарно-санитарных, фитосанитарных заключений или экологической экспертизы.