Получение лицензии для юридических лиц
Комплекс информационных систем «Лицензия» для предоставления интерактивных услуг в сфере лицензирования и разрешительных процедур – https://license.gov.uz/
Гарантии свободного перевода средств
Гарантии свободного перевода средств
Инвесторам гарантируется свободный перевод денежных средств в иностранной валюте в Республику Узбекистан и из нее без каких-либо ограничений при условии уплаты ими налогов и платежей, в том числе конвертация валюты для репатриации. Такие переводы включают в себя:
первоначальные и дополнительные суммы для поддержания либо увеличения иностранных инвестиций;
доход от осуществления инвестиций;
средства, полученные в качестве возмещения за причиненные убытки в соответствии с настоящим Законом;
платежи, осуществленные в порядке исполнения условий договоров;
выручку от продажи всех или части иностранных инвестиций;
платежи, возникающие вследствие урегулирования спора, включая любое судебное или арбитражное решение;
заработную плату и другие выплаты работникам;
средства из других источников, полученные в соответствии с законодательством.
В соответствии с законами и международными договорами Республики Узбекистан государство может приостановить репатриацию средств иностранного инвестора на условиях недискриминационного применения актов законодательства в случаях неплатежеспособности и банкротства предприятия с иностранными инвестициями или нарушения прав кредиторов, уголовных деяний или административных правонарушений, совершенных иностранным инвестором — физическим лицом, либо иной необходимости приостановления такой репатриации в соответствии с судебным или арбитражным решением.
Льготы и преференции для потенциальных иностранных инвесторов
Согласно статьям 471 и 472 Налогового кодекса Республики Узбекистан налоговые льготы в виде освобождения от уплаты земельного налога, налога на имущество и налога на водопользование предоставляются юридическим лицам, созданным с привлечением прямых иностранных инвестиций и специализирующимся на производстве товаров (услуг) в отрасли экономики в списке, утвержденном Постановлением Министерства финансов Республики Узбекистан, Государственного налогового комитета Республики Узбекистан, Министерство экономики Республики Узбекистан от 26 августа 2016 года № 2822.
Налоговые льготы предоставляются на определенный период, который варьируется в зависимости от суммы инвестиций:
- от $300 000 до $3 млн- сроком на 3 года;
- от $3 млн США до $10 млн - сроком на 5 лет;
- выше $10 млн - сроком на 7 лет.
Формы инвестирования в Узбекистане
-
– создание юридических лиц или долевое участие в их уставных фондах (уставных капиталах), в том числе путем приобретения имущества и акций (долей);
– приобретение ценных бумаг, включая долговые обязательства, эмитированные резидентами Республики Узбекистан;
– приобретение концессий, включая концессии на разведку, разработку, добычу или использование природных ресурсов, а также участие в соглашении о разделе продукции;
– приобретение права собственности, включая право собственности на объекты интеллектуальной собственности, авторские права, патенты, товарные знаки, полезные модели, промышленные образцы, фирменные наименования и ноу-хау, деловую репутацию (гудвилл), а также на объекты торговли и сферы обслуживания вместе с земельными участками, на которых они размещены;
– приобретение прав на земельные участки, прав владения и пользования другими природными ресурсами.
– Инвесторы могут осуществлять инвестиции и в иных формах, не противоречащих законодательству.
Инвестиционная деятельность может осуществляться посредством сочетания различных форм вложения инвестиций.
Изменение форм, в которые первоначально или повторно вкладываются инвестиции, не приводит к изменению их квалификации в качестве инвестиций.
Источник: Статья 6 Закона Республики Узбекистан, от 25.12.2019 г. № ЗРУ-598
Предприятия с иностранными инвестициями
К ПИИ относятся вновь создаваемые предприятия, отвечающие следующим условиям:
— размер Уставного фонда предприятия не может быть менее суммы, эквивалентной 400 млн сумов (не менее 200 млн сумов в Республике Каракалпакстан и Хорезмской области);
– наличие в составе учредителей иностранного физического или юридического лица;
— доля иностранных инвестиций составляет не менее 15 процентов уставного фонда предприятия.
Приватизация государственных активов
Приватизация государственных активов
Последние годы в стране осуществляются системные реформы по расширению частной собственности путем сокращения государственного участия в экономике и приватизации государственных активов, а также ликвидации неэффективно действующих и неперспективных предприятий.
В частности, за последние три года приватизировано около 300 хозяйственных обществ и государственных унитарных предприятий, в уставном фонде которых имеется государственная доля (далее — предприятия с государственным участием), и свыше 1 600 объектов недвижимости, ликвидировано более 650 и реорганизовано 160 предприятий.
В соответствии с постановлением Президента Республики Узбекистан от 24.03.2023 г. № ПП-102 «О дополнительных мерах по сокращению государственного участия в экономике» утвержден перечень пакетов акций (долей) 1 001 предприятия, реализуемых целиком посредством публичных торгов, согласно приложению № 1*, перечень 40 предприятий, пакеты акций которых реализуются посредством публичных торгов в порядке проведения народного IPO по принципу «Одна акция — один лот», согласно приложению № 1а* и перечень 1 046 объектов недвижимости государства и предприятий с государственным участием, реализуемых посредством публичных торгов, согласно приложению № 2*.
Права инвесторов
Права иностранных инвесторов:
– свободно осуществлять инвестиционную деятельность, определять объемы, виды, формы, сферу и направления осуществления инвестирования, не противоречащие законодательству Республики Узбекистан;
– заключать договоры с юридическими и физическими лицами для осуществления инвестиционной деятельности;
– владеть, пользоваться и распоряжаться своими инвестициями и результатами инвестиционной деятельности, а также продавать и вывозить результаты инвестиционной деятельности;
– самостоятельно и свободно распоряжаться доходом, полученным в результате инвестиционной деятельности, после уплаты налогов, сборов и других платежей, предусмотренных законодательством (далее — налоги и платежи);
– использовать имущество и любые имущественные права, принадлежащие ему на праве собственности, в качестве обеспечения по всем видам принятых им обязательств, включая обязательства, направленные на привлечение заемных средств;
– на получение адекватной компенсации в случае реквизиции (экспроприации) его инвестиций и иных активов;
– привлекать денежные средства в виде кредитов и займов;
– получать возмещение убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) и решений органов государственного управления, органов государственной власти на местах и их должностных лиц.
Порядок налогообложения доходов иностранных физических и юридических лиц, полученных на территории Республики Узбекистан
Физическое лицо, постоянно проживающее в Республике Узбекистан или находящееся в Узбекистане в течение 183 дней или более, в течение любого периода до двенадцати месяцев, начинающихся или заканчивающихся в финансовом году, рассматривается как резидент Республики Узбекистан.
Физические лица, не являющиеся резидентами Республики Узбекистан, облагаются налогом по доходам, полученным из источников на территории Узбекистана.
Аналогичная ситуация возникает при налогообложении иностранных юридических лиц. Так, резидентом Республики Узбекистан является юридическое лицо, учрежденное или зарегистрированное в Узбекистане, а также зарегистрированное за пределами Республики Узбекистан, головное предприятие которого находится в Узбекистане.
Юридические лица, не являющиеся резидентами Республики Узбекистан, облагаются налогом по доходам (прибыли), полученным из источников на территории Узбекистана.
При этом взимание налогов и сборов с иностранных физических и юридических лиц может быть прекращено или ограничено на основе взаимности в случаях, когда в соответствующем иностранном государстве такие же меры осуществляются по отношению к физическим и юридическим лицам Республики Узбекистан.
Гарантии прав субъектов инвестиционной деятельности
Гарантии прав субъектов инвестиционной деятельности
Государство гарантирует права субъектов инвестиционной деятельности. Государственные органы и их должностные лица не вправе вмешиваться в деятельность субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемую в соответствии с законодательством.
Если государственные органы и их должностные лица обнаружат нарушения законодательства в деятельности субъектов инвестиционной деятельности, они могут принять те меры, на которые они уполномочены и которые непосредственно связаны с устранением конкретного нарушения.
Государственные органы и их должностные лица не могут использовать факт наличия нарушения в качестве основания для вмешательства или ограничения иной, не связанной с инвестиционной, законной деятельности субъектов инвестиционной деятельности.
Государство гарантирует недопущение дискриминации в отношении инвесторов в связи с их гражданством, местом жительства, местом проведения экономической деятельности, а также в зависимости от страны происхождения инвесторов или инвестиций.
Осуществление прав инвестором не должно нарушать права и охраняемые законом интересы других инвесторов. При этом государство как соучредитель (акционер, участник) субъекта предпринимательства имеет равные наряду с другими учредителями (акционерами, участниками) права и обязательства.
Правила настоящей статьи не распространяются на принятие, изменение, дополнение либо отмену актов законодательства, которые непосредственно связаны с обеспечением национальной безопасности Республики Узбекистан, определяемых в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.
Налоговые и таможенные льготы для участников СЭЗ
В соответствии с Указом президента Республики Узбекистан от 26.10.2016г. №УП-4853, участникам специальных экономических зон предусматриваются особенности применения льгот по отдельным налогам, а также таможенным платежам в порядке, установленном Налоговым Кодексом Республики Узбекистан и Законом Республики Узбекистан «О специальных экономических зонах».
Льготы по налоговым и таможенным платежам, предоставляются на срок от 3 до 10 лет. Участники СЭЗ освобождаются от уплаты налога на имущество, земельного налога и налога за пользование водными ресурсами в зависимости от объема внесенных инвестиций:
- от $300 тыс. до $3 млн. – сроком на 3 года
- от $3 млн. до $5 млн. – сроком на 5 лет
- от $5 млн. до $10 млн. – сроком на 7 лет
- от $10 млн и выше — сроком на 10 лет
Также участники СЭЗ освобождаются от уплаты налога на прибыль в зависимости от внесенного ими объема инвестиций:
- от $3 млн. до $5 млн. – сроком на 3 года;
- от $5 млн. до $15 млн. – сроком на 5 лет
- от $15 млн и выше — сроком на 10 лет
Кроме того, участники СЭЗ вправе получать отсрочку по уплате налога на добавленную стоимость при импорте товаров сроком до 120 дней
Участники СЭЗ освобождаются от таможенных платежей (кроме сборов за таможенное оформление) при ввозе на территорию Республики Узбекистан:
- строительных материалов, для реализации инвестиционного проекта в соответствии с инвестиционным соглашением в период строительства,
- сырья, материалов и комплектующих, используемых для производства и реализации продукции на экспорт и технологического оборудования, аналоги которого не производятся в Республике Узбекистан, по утвержденному перечню (перечень утвержден Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан №ПКМ-352 от 04.06.2021г.).
Предоставление дополнительных гарантий и мер поддержки
Предоставление дополнительных гарантий и мер поддержки
Правительство Республики Узбекистан может заключать инвестиционный договор в целях обеспечения выполнения обязательств иностранными инвесторами, которым предоставляются по взаимному согласию дополнительные гарантии и меры поддержки (льготы и преференции).
Инвестиционный договор с Правительством Республики Узбекистан в обязательном порядке заключается в случае предоставления Правительством Республики Узбекистан иностранному инвестору дополнительных гарантий и мер поддержки (льгот и преференций) в рамках государственной поддержки инвестиций и инвестиционной деятельности.
Дополнительные гарантии и меры поддержки (льготы и преференции) предоставляются иностранным инвесторам в каждом конкретном случае при инвестировании:
в приоритетные отрасли, обеспечивающие устойчивый экономический рост, прогрессивные технологические изменения экономики страны;
в приоритетные проекты, обеспечивающие укрепление и расширение экспортного потенциала Республики Узбекистан, ее интеграцию в мирохозяйственные связи.
При этом дополнительные льготы по уплате налогов и платежей предоставляются созданным иностранными инвесторами предприятиям с иностранными инвестициями только на конкретный определенный срок и не могут носить бессрочный характер.
Гарантии для иностранных инвесторов предоставляемые иностранным инвесторам при изменении законодательства
В случае, если последующее законодательство Республики Узбекистан ухудшает условия инвестирования, то к инвесторам в течение десяти лет с момента инвестирования применяется законодательство, действовавшее на дату инвестирования. Инвестор имеет право по своему усмотрению применять те положения нового законодательства, которые улучшают условия его инвестирования.
Гарантия о применении в течение десяти лет законодательства, действовавшего на момент инвестирования, при ухудшении условий инвестирования последующим законодательством Республики Узбекистан, применяется в случаях:
введения дополнительных требований, усложняющих процедуру репатриации или уменьшающих размер доходов (прибыли) инвестора, переводимых за границу, за исключением случаев приостановления государством репатриации средств инвестора на условиях недискриминационного применения актов законодательства в случаях неплатежеспособности и банкротства предприятия с иностранными инвестициями или нарушения прав кредиторов, уголовных деяний или административных правонарушений, совершенных инвестором — физическим лицом, либо иной необходимости приостановления такой репатриации в соответствии с судебным либо арбитражным решением;
введения количественных ограничений на объемы осуществления инвестирования и иных дополнительных требований по размеру инвестиций, в том числе в виде увеличения минимального размера иностранных инвестиций в предприятиях с иностранными инвестициями;
введения ограничений по долевому участию иностранного инвестора в уставных фондах предприятий Республики Узбекистан;
введения дополнительных процедур оформления и продления виз иностранных инвесторов, а также иных дополнительных требований по осуществлению иностранных инвестиций.
Действие гарантии от неблагоприятного изменения для инвестора начинается при:
создании предприятия — с даты его государственной регистрации;
приобретении имущества, доли, акций и других ценных бумаг, эмитированных резидентами Республики Узбекистан, права собственности на объекты торговли и сферы обслуживания, на жилые помещения, а также права на земельные участки и права владения и пользования другими природными ресурсами — с даты вступления в силу документа, закрепляющего право собственности или другого вещного права;
вложении прав на интеллектуальную собственность, включая авторские права, патенты, товарные знаки, полезные модели, промышленные образцы, фирменные наименования и ноу-хау, а также деловую репутацию (гудвилл) — с даты вступления в силу документа, подтверждающего вложение прав на интеллектуальную собственность;
приобретении концессий, включая концессии на разведку, разработку, добычу либо использование природных ресурсов — с даты регистрации концессионного договора в установленном законодательством порядке;
инвестировании с одновременным закреплением инвестиционных обязательств в инвестиционном договоре с Правительством Республики Узбекистан — с даты вступления в силу договора;
инвестировании в иных формах, не противоречащих законодательству Республики Узбекистан, — с даты вступления в силу документа, подтверждающего осуществление инвестором инвестиционной деятельности на территории Республики Узбекистан.
Настоящая статья не распространяется на принятие, изменение, дополнение либо отмену актов законодательства, которые непосредственно связаны с обеспечением защиты интересов национальной безопасности Республики Узбекистан, определяемых в соответствии с общепризнанными принципами международного права.
Информация о регистрации СП и ИП
Документы необходимые для государственной регистрации предприятий с участием иностранного капитала
Документы необходимые для государственной регистрации предприятий с участием иностранного капитала
– учредительные документы на государственном языке;
– решение антимонопольного органа о выдаче предварительного согласия — для хозяйствующих обществ с участием государства, а также их аффилированных лиц;
– передаточный акт — при слиянии;
– разделительный баланс — при разделении и выделении.
Заявители вправе оформлять учредительные документы по своему усмотрению на основе типовых форм или в иных формах с учетом требований законодательства.
Прилагаемые к запросу документы должны быть в виде электронного документа.
Допускается направление в регистрирующий орган запроса с приложением отсканированных документов, в виде копий, в формате «PDF» (portable document format), оформленных на бумажных носителях.
Запросы, направляемые для государственной регистрации (перерегистрации):
– субъектов предпринимательства-юридических лиц с двумя и более учредителями должны содержать согласие каждого учредителя о вхождении в состав учредителей путем подтверждения, направленного Системой уведомления на указанный в запросе адрес электронной почты учредителя и идентификации учредителя, за исключением лиц, не являющихся гражданами Республики Узбекистан, через Единую систему идентификации;
– предприятий с иностранными инвестициями, предприятий с участием иностранного капитала, иных субъектов предпринимательства-юридических лиц, в составе учредителей которых указываются лица, не являющиеся гражданами Республики Узбекистан, подписываются электронной цифровой подписью (ЭЦП) указанных лиц в обязательном порядке.
Каждый отдельный документ, направляемый в регистрирующий орган, должен прилагаться к запросу в виде отдельного файла, обеспечивающего сохранение всех аутентичных признаков подлинности (не менее 200 точек на дюйм). Размер одного файла не должен превышать 10 Мб.
Заявитель после завершения формирования запроса осуществляет уплату государственной пошлины, ставка которой определяется Системой автоматически в соответствии с Законом Республики Узбекистан «О государственной пошлине», посредством предлагаемых Системой способов их уплаты:
– через всемирную информационную сеть Интернет в режиме реального времени — безналичным расчетом с помощью банковской карты и подключенной услугой «SMS-информирование»;
– через кассы банков Республики Узбекистан — наличным или безналичным расчетом с указанием уникального номера запроса, сформированного Системой;
– безналичным расчетом с помощью банковского перевода с расчетного счета.
Уплаченная государственная пошлина не подлежит возврату, за исключением излишне уплаченных сумм в порядке, установленном законодательством.