Узбекистан и КНР обсудили возможности для углубления промышленной кооперации на полях Ташкентского международного инвестиционного форума
25 марта текущего года в рамках программы Ташкентского международного инвестиционного форума состоялся круглый стол «Узбекско-Китайский инвестиционный форум: Промышленная кооперация – новые возможности».
В мероприятии приняли участие руководители ключевых министерств и ведомств Узбекистана, представители крупнейших китайских компаний и корпораций, а также представители дипломатических миссий двух стран.
Китай и Узбекистан связывает многолетнее сотрудничество, которое в большой степени связано с развитием экономических проектов и запуском совместных производств. Ташкент и Пекин в том числе сотрудничают в рамках международных организаций, реализуют ряд значимых проектов в социально-экономической сфере.
Повестка мероприятия включала в себя вопросы двустороннего сотрудничества в сферах инвестиций, торговли, инноваций, цифровизации, здравоохранения и транспортно-логистического сотрудничества.
В рамках открытия круглого стола к присутствующим обратились представители правительств двух стран.
«Благодаря доверительным отношениям между руководством Узбекистана и Китая, сотрудничество между нашими странами выведено на новый стратегический уровень партнерства. В результате этого за последние пять лет обеспечена положительная динамика двусторонних отношений между нашими странами. В 2021 году отмечен заметный рост взаимной торговли – объем узбекско-китайского товарооборота составил 7,5 млрд долларов», – отметил в своем обращении заместитель Премьер-министра – министр инвестиций и внешней торговли Сардор Умурзаков.
Также было отмечено, что китайские компании являются лидирующими инвесторами в экономику Узбекистана. За последние пять лет китайские предприниматели вложили в Узбекистан более 9 млрд долларов. Число предприятий в нашей стране с участием китайского капитала достигло двух тысяч, а это составляет 15 процентов от общего количества компаний с иностранным капиталом, ведущих свою деятельность в Узбекистане.
Было озвучено, что в последние годы правительством уделяется особое значение мерам по раскрытию инвестиционного потенциала страны. Это, в том числе налоговые и таможенные льготы, меры государственной поддержки бизнеса, специальные экономические и промышленные зоны и другие инструменты. В апреле прошлого года Узбекистан получил статус страны-бенефициара Всеобщей системы преференций Евросоюза «GSP+», позволяющей беспошлинно ввозить более 6 тысяч видов продукции в страны ЕС, а также присоединился к Расширенной схеме Всеобщей системы преференций («GSP Enhanced framework») Великобритании.
В стране действует 22 свободные экономические зоны, а также специальная индустриальная зона «Узбекистан – ШОС». Сардор Умурзаков в своем обращении выразил готовность поощрять промышленную кооперацию, что позволит совместно производить продукцию с высокой добавленной стоимостью за счет внедрения инноваций и современных технологических решений.
«Мы продолжим создавать все необходимые условия для успешной деятельности иностранных инвесторов. Хочу обозначить огромные перспективы для сотрудничества между субъектами предпринимательства Узбекистана и Китая в области электронной и электротехнической промышленности, текстильного производства, IT-технологий, «зеленой» экономики, химической, газохимической и целого ряда других инновационных отраслей», – подчеркнул заместитель Премьер-министра.
У партнерства Узбекистана и Китая есть потенциал для развития. Так, в январе этого года Президент Узбекистана Ш.М.Мирзиёев выступил с инициативой разработать Стратегию Нового экономического диалога «Китай – Центральная Азия», призванную обеспечить беспрепятственную торговлю и формирование общего пространства промышленной кооперации и локализации. В том обращении также была выражена заинтересованность в дальнейшем взаимодействии с КНР по вопросам модернизации аграрного сектора, выращивания культур на засоленных и солончаковых землях, налаживания производственных цепочек между предприятиями в городской и сельской местностях.
Высоко оценила текущий прогресс и перспективы дальнейшего углубления двустороннего сотрудничества и китайская сторона. В 2021 году были успешно проведены седьмое заседание Подкомитета по торгово-экономическому сотрудничеству, первое совещание Рабочей группы по инвестиционному сотрудничеству, запущена облачная платформа по инвестиционному сотрудничеству, организованы презентации о перспективах партнерства в сферах добычи и переработки полезных ископаемых, фармацевтической и текстильной областям и других направлениях. В прошлом месяце была подписана Программа развития торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества между Правительством Республики Узбекистан и Правительством Китайской Народной Республики на 2022-2026 годы, определившая принципы и приоритеты планирования экономического и торгового сотрудничества в ближайшие пять лет.
«Министерство коммерции КНР готово вместе с Министерством инвестиций и внешней торговли Узбекистана претворять в жизнь важные решения и договоренности, достигнутые Главами двух государств, целенаправленно взаимодействовать с целью вывода инвестиционного, торгово-экономического и промышленного сотрудничества между Китаем и Узбекистаном на качественно новый уровень,» – отметил министр коммерции КНР Ван Вэньтао. Также в своем выступлении он призвал стороны к активизации взаимных контактов, совместной работе по продвижению совместных проектов, выработке новых инструментов их финансирования, а также последовательному расширению экономического сотрудничества двух стран.
Китайской стороной была выражена готовность кратчайшие сроки подписать с Узбекистаном документы об углублении инвестиционного сотрудничества в сферах цифровой экономики, «зеленого развития», искусственного интеллекта, создания «умных городов» и развития трансграничной логистики.
Узбекской стороной в свою очередь было отмечено, что к 2025 году запланировано довести экспорт Узбекистана в IT-секторе до миллиарда долларов. Со стороны Узбекистана также поступило предложение в адрес технологических парков и аутсорсинговых компаний Китая участвовать в создании в нашей стране совместных программ.
В рамках мероприятия участники обменялись мнениями о перспективах расширения взаимовыгодного сотрудничества в приоритетных направлениях, а также выработали общие позиции по конкретным проектам и инициативам.